Как появились арабские лошади в карабахе. Коннозаводство: Карабахская порода. Золотой запас Азербайджана. В годы Российской империи

Породами - это установлено в результате многочисленных испытаний, проводившихся в XIX веке. Гуттен Чапски, участвовавший в этих испытаниях, писал: «Карабахская лошадь, хоть и отстаёт в беге на ровной местности от других пород, но в горной местности опережает их всех».

Старая и лучшая порода этого завода известна под именем Сарулар, т. е. золотогнедые; они невелики ростом: от 1 до 1½ вершка; голова прекрасная, похожая на арабскую, выпуклые огненные глаза, отверстые ноздри, уши небольшие, но складные, шея хорошая; только горло бывает иногда с кадыком, и оттого, когда под седоком лошадь соберётся, шея похожа бывает на оленью; спина хорошо сложена, круп мясист, более круглый, нежели продолговатый, хвост прекрасный, грудь полная, берцы и окорока мускулистые, бока хорошо сложены, мускулы и жилы окороков видны и крепки, казанки иногда немного длинны; эти лошади никогда не засекаются

Газета «Кавказ», 1853 г., №44.

Масти

История породы

Как пишет Е. Волкова, карабахская порода лошадей «вплоть до конца XIX века была красой и гордостью Кавказа, достойной не только княжеского, но и царского седла». Этих лошадей высоко ценили и в России, где они были известны в основном под именем персидских. А в Нагорном Карабахе эта порода звалась кёглян . Судя по описаниям и изображениям XIX века, кёглян был «яркой, породной восточной лошадью и в красоте способен был соперничать с арабской, а в правильности экстерьера порой превосходил её» .

По словам полковника К. А. Дитерихса (1823-1899), большого поклонника и знатока карабахской лошади, самый первый карабахский хан Панах-Али , объявивший себя в 1747 году после гибели Надир-шаха независимым ханом, захватил и весь конный завод Надир-шаха. Среди этих лошадей особую память о себе оставил жеребец Меймун и кобыла Агджидали, которые широко использовались уже в ханском заводе и считались «арабскими», хотя вполне могли быть и туркменскими .

Дитерихс сообщает также, что в 1797 году , когда персидский шах Ага Мохаммед был убит в захваченной им Шуше , вся его походная конюшня досталась Ибрагим-хану , сыну Панах-хана . Так в чистокровное отделение ханских заводов попал жеребец Гариф . Гариф и его потомок Карны-Ертых были известными производителями своего времени. В самом начале XIX века дочь Ибрагим-хана , вышедшая замуж за персидского шаха Фетх Али-шаха , прислала в подарок отцу пять текинских кобыл из завода своего мужа. Но потомство этих кобыл в ханском заводе не считалось чистокровным. Сам Ибрагим-хан был страстным любителем коней, из года в год увеличивавшим число конезаводов. Дважды в год на Джыдыр дюзю проводились скачки. Жокею и коню, занявшим первое место, выдавались награды. На рынках Тебриза и Тегерана ханские кони Ибрагим-хана пользовались большим спросом .

Разведение карабахской породы традиционно велось табунным методом. Племенные кобылы всю жизнь оставались в табуне. В одном табуне были и чистопородные, и полукровные, и даже простые матки, но жеребцы всегда чистопородные или высококровные кёгляны. В результате создавался гибрид улучшенной лошади: более кровная часть называлась джинс-сарыляр , более простая - калын-сарыляр . Из полукровных ханских лошадей наиболее популярны были токмак и теке-джейран . Токмак происходил от помеси кобылы-кёглян и персидского жеребца неизвестного происхождения и отличался особо крепким сложением. Теке-джейран представлял собой потомство текинских кобыл от карабахских жеребцов и отличался крупным ростом и скаковыми способностями. Чистокровные кёгляны никогда не были многочисленны. Вместе с высококровными лошадьми они составляли едва ли десятую часть конского поголовья Карабаха .

В годы Российской империи

В 1805 году Карабах вошёл в состав России . В 1806 году Ибрагим-хан был убит, а сменивший его сын Мехти Кули Хан не интересовался развитием конезаводов, в результате число коней ханской породы всё время уменьшалось. В 1822 году Мехти Кули Хан бежал в Персию, а лучших коней раздарил своим приближённым . Большой урон коневодству Карабаха нанесло вторжение персов в 1826 году , но все же и в последующие десятилетия карабахская лошадь сохраняла свои качества .

Из «Статистического описания Закавказского края» 1835 года :

В отличие от Мехти Кули Хана, его дочь Хуршидбану Натаван , известная также как княгиня Уцмиева, активно занималась развитием коневодства в Карабахе. Карабахские кони Натаван участвовали в Парижской всемирной выставке 1867 года , в сельскохозяйственных выставках в Москве (1869 год), в Тифлисе (1882 год) и всякий раз занимали первое место, награждались золотыми медалями и почётными грамотами.

На Второй Всероссийской выставке в 1869 году карабахские жеребцы получили высокие оценки: Меймун - серебряную медаль, Молоток (Токмак) - бронзовую, а золотисто-рыжий жеребец Альетмез, награждённый похвальным листом, был назначен производителем в государственные конные заводы. Карабахи имели успех и в Европе: золотисто-гнедой карабахский жеребец Хан, представленный в 1867 году на выставке в Париже , удивлял посетителей своей красотой и крепким правильным сложением. Ему была присуждена большая серебряная медаль .

Согласно современным азербайджанским источникам, конезаводами, помимо ханской дочери, владели многие карабахские беки. На каждом из этих заводов содержалось от 20 до 50 кобылиц-маток. Среди владельцев следует назвать Угурлу-бека, Джафаркулу-хана, Рустам-бека Бехбудова, князя Мадатова, полковника Керим-ага Джеваншира, Бахадур-бека, Шамиль-бека, Абыш-бека и Абдул-бека Галабековых, Джавад-бека Адигёзалова, Селим-бека Адигёзалова, Селим-бека Рустамбекова, Фаррух-бека Везирова и др. В середине XIX века в Шуше имелось 11 конезаводов, на которых насчитывалось 250 жеребцов и 1450 кобылиц .

Карабахскими конями пользовались и находившиеся на военной службе на Кавказе русские чиновники и генералы. Русский поэт Александр Пушкин , совершивший в 1829 году путешествие в Арзурум , в своих путевых заметках писал, что «молодые русские чиновники разъезжали верхами на карабахских жеребцах» . По сведениям военного историка генерала В. А. Потто , карабахский конь был и у генерала Я. И. Чавчавадзе . 21 мая 1843 года был утверждён гласный герб города Шуша Елизаветпольской губернии , на котором была изображена лошадь карабахской породы. Особого упоминания карабахская порода лошадей удостоилась в статье «Елизаветпольская губерния » ЭСБЕ .

Породность кёглянов произвела на русских любителей и знатоков лошадей столь сильное впечатление, что им стали приписывать чистокровное арабское происхождение. Однако профессор В. Фирсов в своей работе «Туркестан и туркестанские породы лошадей», опубликованной в 1895 году в «Журнале Коннозаводства», отнёс карабахскую лошадь к потомкам туркменских аргамаков : когда османы , правившие Хорезмом , потерпели поражение в упорной борьбе с Чингисханом , отдельные племена туркмен ушли в Закавказье и увели с собой своих коней .

Родство карабахского кёгляна XIX века с туркменской породой подтверждается при внимательном изучении его экстерьера. Форма кадыковатой шеи и головы, большие глубоко посаженные глаза, тонкость и шелковистость волоса, нежность и сухость конституции, а особенно золотистая масть придавали кёгляну те же своеобразие и породность, которые отличают наиболее ярких ахалтекинцев. Различия в типе этих пород происходили в первую очередь от условий разведения лошадей и предъявляемых к ним требований. В Карабахе скаковая лошадь теряла свои преимущества, но при этом сохраняла черты древней породности. В горах требовались в первую очередь поворотливость, устойчивость, умение резко останавливаться, выносливость, а места для разгона не было. К тому же табунное воспитание не способствовало увеличению роста лошадей. В результате кёглян приобрел округлые компактные формы универсальной верховой лошади и более короткие шею и голову со «щучьим » профилем .

Во второй половине XIX века среди русских конезаводчиков и любителей лошадей были и скептические мнения о карабахской породе: некоторые считали её изнеженной, совершенно не способной акклиматизироваться и не годной к кавалерийской службе, а следовательно, не представляющей интереса. Малочисленность породы также способствовала распространению мнения о её деградации. Однако подобные рассуждения полностью опровергла история создания донской породы .

Под сильным влиянием этой породы в Азербайджане образовалась делибозская порода . Карабахских производителей наряду с арабскими и туркменскими использовали при выведении кабардинской лошади . Оставили своё потомство кёгляны и в стрелецкой , и в ростопчинской породе. Утверждается, что даже некоторые из некрупных персидских жеребцов, попадавших в европейские конные заводы и использовавшихся при выведении орловской верховой, тракененской и других пород, в действительности могли быть карабахскими .

Тем не менее в конце XIX - начале XX в. карабахское коневодство пришло в упадок из-за непригодности недостаточно рослых лошадей карабахской породы для регулярной кавалерии. Завод, основанный ханами и наследовавшийся их потомками, исчез в 1905 году . Свою роль в этом сыграла также гражданская война. В связи с этим численность породы резко сократилась. Кёгляны смешались с простыми беспородными лошадьми, потеряли значительную часть своей породности и измельчали. Карабахская лошадь перекочевала из разряда лучших восточных пород в местные горные, которые, однако, сохраняли следы восточной крови и характерную масть, «напоминающую цвет старой бронзы», с более тёмными гривой и хвостом и такого же оттенка «ремнём» вдоль хребта .

В годы СССР

В Агдамском конезаводе не только разводили чистопородных лошадей карабахской породы, но и создавали новый заводской тип лошади карабахской породы благодаря прилитию арабской крови. В 1950-е годы работы по восстановлению чистокровного коннозаводства в Азербайджане возглавил учёный Шамиль Расизаде . В 1955 году была достигнута рекордная резвость в гладких скачках на 1600 м - 2 мин 9 сек. В 1971 году была выпущена племенная книга породы .

В Азербайджанской Республике

В настоящее время карабахскую породу в Азербайджане разводят на 2 коневодческих заводах - в селе Лямбаран Бардинского района и в Акстафе . Наряду с государственными в республике функционирует ряд частных коневодческих предприятий.

К снижению численности карабахской породы привели война в Карабахе и сложная экономическая ситуация в начале 1990-х . В начале карабахского конфликта лошадей постоянно перемещали из одного места в другое, и это было одной из причин резкого снижения популяции: из-за перемещения беременных кобыл случались выкидыши . Кроме того, лошади содержались в плохих условиях.

В последнее время министерство сельского хозяйства Азербайджана предпринимает меры по развитию коневодства, карабахских лошадей запрещено экспортировать. По словам директора ассоциации Azerbreeding и управляющего отделения Минсельхоза Азербайджана по племенному разведению Хандана Раджабли, в Азербайджане насчитывается ок. 20 предприятий, на попечении которых числится примерно 200 чистокровных лошадей карабахской породы. Часть этих предприятий находится в Баку («Gunay Equestrian Invest», «Sərhədçi» и др.) .

В культуре

В изобразительном искусстве

Карабахскую лошадь можно увидеть на полотнах русских живописцев XIX века, особенно в работах русского живописца Николая Сверчкова , творчество которого пропитано любовью к животным. С лошадей карабахской породы сделал рисунки Василий Верещагин , посетивший Шушу в середине мая 1865 года . В своих воспоминаниях художник писал :

Скульптура карабахского жеребца «Альетмез» выполнена русским скульптором Евгением Лансере . Она хранится в Моршанском историко-художественном музее .

Карабахские скакуны изображены на эмблеме агдамского футбольного клуба «Карабах ».

Напишите отзыв о статье "Карабахская лошадь"

Примечания

  1. - статья из
  2. - статья из Большой советской энциклопедии
  3. Гарабағ аты / Под ред. Дж. Кулиева. - Азербайджанская советская энциклопедия : Главная редакция Азербайджанской советской энциклопедии, 1979. - Т. III . - С. 46 . (азерб.)
  4. Emily Wither. (англ.) // CNN . - November 16, 2011.
  5. Фирудин Шушинский . Шуша. - Баку: Азербайджанское государственное издательство, 1968.
  6. Елена Волкова.
  7. С. М. Броневский . . - РАН. Институт востоковедения. - СПб, 1996.
  8. О.Евецкий. Статистическое описание Закавказского края. - С.-Петербург, 1835. - С. 205.
  9. А. С. Пушкин. . Избр. сочин., т. II, 1937, стр. 447.
  10. Василий Потто . Кавказская война. Турецкая война 1828-1829 гг. - М .: Центрполиграф , 2000. - Т. IV. - С. 64. - 754 с. - ISBN 9785425081001.
  11. B. Cahandarov. // Paritet: газета. - 2-3 ноября, 2010. - С. 10 .
  12. Ш. А. Расизаде. Чистокровное коннозаводство в Азербайджане: газета. - Пятигорск: ВАСХНИЛ, 1958.
  13. (09 октября, 2012). .
  14. А. К. Лебедев . Василий Васильевич Верещагин: Жизнь и творчество. 1842-1904. - Искусство, 1972. - С. 44. - 395 с.
  15. .
  16. Даниил Мордовцев . Царь без царства. - Курьер, 1991. - С. 6. - 190 с.
  17. Саша Черный. Избранная проза. - 2000. - С. 131. - 662 с. - ISBN 9785457008298.
  18. Валентин Катаев . Кладбище в Скулянах. - ОЛМА Медиа Групп , 2004. - С. 48. - 540 с.

    Оригинальный текст (рус.)

    Я тотчас пошел к В. и, осмотрев коня, не сказав ни слова, дал деньги. Конь кровный, карабах, стоит гораздо больше: гнедой, не старый, смирный - чего еще надо?

  19. Акакий Белиашвили . Бесики; Золотой шатёр. - Заря Востока , 1967. - С. 41. - 777 с.

    Оригинальный текст (рус.)

    Войско вел царевич Леван. Его породистый карабахский конь встал на дыбы, испугавшись яркого света факелов. Леван резко натянул поводья и заставил коня сделать такой скачок, словно хотел проскочить через ров.

  20. Bəxtiyar Vaxabzadə. . - Bakı: Öndər, 2004. - Т. I. - С. 107-111. - 328 с. - ISBN 9952-416-10-4.

Ссылки и литература

  • Карабахская лошадь // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • Елена Волкова. // «Конный мир»: журнал. - 2000. - № 2 .
  • «Несколько слов о лошадях Персии» // «Журнал Коннозаводства и коневодства»: журнал. - 1861. - № 11 . - С. 138-142 .
  • И. И. Калигин. Исследования современного состояния животноводства Азербайджана: журнал. - Тбилиси, 1930. - Т. V .
  • Др. Карл Фрейтаг. «Russland’s Pferderassen».
  • К. А. Дитерихс. Взгляд на коневодство Карабага // «Журнал Коннозаводства и коневодства»: журнал. - 1866. - № 3 . - С. 63-80 .
  • К. А. Дитерихс. Взгляд на коневодство Карабага // «Журнал Коннозаводства и коневодства»: журнал. - 1866. - № 5 . - С. 86-116 .
  • К. А. Дитерихс. Взгляд на коневодство Карабага // «Журнал Коннозаводства и коневодства»: журнал. - 1866. - № 7 . - С. 10-47 .
  • Питомец резвый Карабаха // «Конный мир»: журнал. - 2009. - № 6 . - С. 63-80 .

Отрывок, характеризующий Карабахская лошадь

– Ну вот ещё, моя подозрительница! Как же мы можем выгонять гостей? На то они и «гости», чтобы докучать нам своим присутствием! Ты ведь знаешь это, не правда ли? Вот и терпи, золотце, пока они не отбудут восвояси. А там, глядишь, и не вернутся никогда более. И не надо будет тебе занимать их.
Мать и дочь вернулись внутрь пещеры, которая теперь стала похожа на маленькую молельню, с забавным каменным «алтарём» в углу.

Вдруг, в полной тишине, с правой стороны громко хрустнули камешки, и у входа в помещение показались два человека. Видимо, по какой-то своей причине они очень старались идти бесшумно, и теперь казались мне чем-то очень неприятными. Только я никак не могла определить – чем. Я почему-то сразу поняла, что это и есть непрошенные гости Магдалины... Она вздрогнула, но тут же приветливо улыбнулась и, обращаясь к старшему, спросила:
– Как вы нашли меня, Рамон? Кто показал вам вход в эту пещеру?
Человек, названный Рамоном, холодно улыбнулся и, стараясь казаться приятным, фальшиво-ласково ответил:
– О, не гневайтесь, светлая Мария! Вы ведь знаете – у меня здесь много друзей... Я просто искал вас, чтобы переговорить о чём-то важном.
– Это место для меня святое, Рамон. Оно не для мирских встреч и разговоров. И кроме моей дочери никто не мог привести вас сюда, а она, как видите, сейчас со мной. Вы следили за нами... Зачем?
Я вдруг резко почувствовала, как по спине потянуло ледяным холодом – что-то было не так, что-то должно было вот-вот случиться... Мне дико хотелось закричать!.. Как-то предупредить... Но я понимала, что не могу им помочь, не могу протянуть руку через века, не могу вмешаться... не имею такого права. События, развивающиеся передо мною, происходили очень давно, и даже если я смогла бы сейчас помочь – это уже явилось бы вмешательством в историю. Так как, спаси я Магдалину – изменились бы многие судьбы, и возможно, вся последующая Земная история была бы совершенно другой... На это имели право лишь два человека на Земле, и я, к сожалению, не была одной из них... Далее всё происходило слишком быстро... Казалось, даже – не было реально... Холодно улыбаясь, человек по имени Рамон неожиданно схватил Магдалину сзади за волосы и молниеносно вонзил в её открытую шею узкий длинный кинжал... Послышался хруст. Даже не успев понять происходящего, Магдалина повисла у него на руке, не подавая никаких признаков жизни. По её снежно белому одеянию ручьём струилась алая кровь... Дочь пронзительно закричала, пытаясь вырваться из рук второго изверга, схватившего её за хрупкие плечи. Но её крик оборвали – просто, будто кролику, сломав тоненькую шею. Девочка упала рядом с телом своей несчастной матери, в сердце которой сумасшедший человек всё ещё без конца втыкал свой окровавленный кинжал... Казалось, он потерял рассудок и не может остановиться... Или так сильна была его ненависть, которая управляла его преступной рукой?.. Наконец, всё закончилось. Даже не оглянувшись на содеянное, двое бессердечных убийц бесследно растворились в пещере.
С их неожиданного появления прошло всего несколько коротких минут. Вечер всё ещё был таким же прекрасным и тихим, и только с вершин голубеющих гор на землю уже медленно сползала темнота. На каменном полу маленькой «кельи» мирно лежали женщина и девочка. Их длинные золотые волосы тяжёлыми прядями соприкасались, перемешавшись в сплошное золотое покрывало. Казалось, убитые спали... Только из страшных ран Магдалины всё ещё толчками выплёскивалась алая кровь. Крови было невероятно много... Она заливала пол, собираясь в огромную красную лужу. У меня от ужаса и возмущения подкашивались ноги... Хотелось завыть волчьим голосом, не желая принимать случившееся!.. Я не могла поверить, что всё произошло так просто и незаметно. Так легко. Кто-то ведь должен был это видеть! Кто-нибудь должен был их предупредить!.. Но никто не заметил. И не предупредил. Никого вокруг в тот момент просто не оказалось... И оборванные чьей-то грязной рукой две Светлые, Чистые Жизни улетели голубками в другой, незнакомый Мир, где никто больше не мог причинить им вреда.
Золотой Марии больше не было на нашей злой и неблагодарной Земле... Она ушла к Радомиру... Вернее – к нему улетела её Душа.

Мы со Стеллой ошеломлённо молчали, до глубины души потрясённые рассказом Изидоры... Конечно же, мы наверняка были ещё слишком малы, чтобы постичь всю глубину подлости, боли и лжи, окружавших тогда Изидору. И наверняка наши детские сердца были ещё слишком добры и наивны, чтобы понять весь ужас предстоящего ей и Анне испытания... Но кое-что уже даже нам, таким малым и неопытным, становилось ясно. Я уже понимала, что то, что преподносилось людям, как правда, ещё совершенно не означало, что это правдой и было, и могло на самом деле оказаться самой обычной ложью, за которую, как ни странно, никто не собирался наказывать придумавших её, и никто почему-то не должен был за неё отвечать. Всё принималось людьми, как само собой разумеющееся, все почему-то были этим совершенно довольны, и ничто в нашем мире не становилось «с ног на голову» от возмущения. Никто не собирался искать виновных, никому не хотелось доказывать правду, всё было спокойно и «безветренно», будто стоял в наших душах полный «штиль» довольства, не беспокоимый сумасшедшими «искателями истины», и не тревожимый нашей уснувшей, забытой всеми, человеческой совестью...
Искренний, глубоко-печальный рассказ Изидоры омертвил болью наши детские сердца, даже не давая время очнуться... Казалось, не было предела бесчеловечным мукам, причиняемым чёрствыми душами уродливых палачей этой удивительной и мужественной женщине!.. Мне было искренне боязно и тревожно, только лишь думая о том, что же ждало нас по окончании её потрясающего рассказа!..
Я посмотрела на Стеллу – моя воинственная подружка испуганно жалась к Анне, не сводя с Изидоры потрясённо- округлившихся глаз... Видимо, даже её – такую храбрую и не сдающуюся – ошеломила людская жестокость.
Да, наверняка, мы со Стеллой видели больше, чем другие дети в свои 5-10 лет. Мы уже знали, что такое потеря, знали, что означает боль... Но нам ещё предстояло очень многое пережить, чтобы понять хоть малую часть того, что чувствовала сейчас Изидора!.. И я лишь надеялась, что мне никогда не придётся такого на себе по-настоящему испытать...
Я зачарованно смотрела на эту прекрасную, смелую, удивительно одарённую женщину, не в силах скрыть навернувшихся на глаза горестных слёз... Как же «люди» смели зваться ЛЮДЬМИ, творя с ней такое?!. Как Земля вообще терпела такую преступную мерзость, разрешая топтать себя, не разверзнув при этом своих глубин?!.
Изидора всё ещё находилась от нас далеко, в своих глубоко-ранящих воспоминаниях, и мне честно совсем не хотелось, чтобы она продолжала рассказывать дальше... Её история терзала мою детскую душу, заставляя сто раз умирать от возмущения и боли. Я не была к этому готова. Не знала, как защититься от такого зверства... И казалось, если сейчас же не прекратится вся эта раздирающая сердце повесть – я просто умру, не дождавшись её конца. Это было слишком жестоко и не поддавалось моему нормальному детскому пониманию...
Но Изидора, как ни в чём не бывало, продолжала рассказывать дальше, и нам ничего не оставалось, как только окунутся с ней снова в её исковерканную, но такую высокую и чистую, не дожитую земную ЖИЗНЬ...
Проснулась я на следующее утро очень поздно. Видимо тот покой, что подарил мне своим прикосновением Север, согрел моё истерзанное сердце, позволяя чуточку расслабиться, чтобы новый день я могла встретить с гордо поднятой головой, что бы этот день мне ни принёс... Анна всё ещё не отвечала – видимо Караффа твёрдо решил не позволять нам общаться, пока я не сломаюсь, или пока у него не появится в этом какая-то большая нужда.
Изолированная от моей милой девочки, но, зная, что она находится рядом, я пыталась придумать разные-преразные способы общения с ней, хотя в душе прекрасно знала – ничего не удастся найти. Караффа имел свой надёжный план, который не собирался менять, согласуя с моим желанием. Скорее уж наоборот – чем больше мне хотелось увидеть Анну, тем дольше он собирался её держать взаперти, не разрешая встречу. Анна изменилась, став очень уверенной и сильной, что меня чуточку пугало, так как, зная её упёртый отцовский характер, я могла только представить, как далеко она могла в своём упорстве пойти... Мне так хотелось, чтобы она жила!.. Чтобы палач Караффы не посягал на её хрупкую, не успевшую даже полностью распуститься, жизнь!.. Чтобы у моей девочки всё ещё было только впереди...
Раздался стук в дверь – на пороге стоял Караффа...
– Как вам почивалось, дорогая Изидора? Надеюсь, близость вашей дочери не доставила хлопот вашему сну?
– Благодарю за заботу, ваше святейшество! Я спала на удивление великолепно! Видимо, именно близость Анны меня успокоила. Смогу ли я сегодня пообщаться со своей дочерью?
Он был сияющим и свежим, будто уже меня сломил, будто уже воплотилась в жизнь его самая большая мечта... Я ненавидела его уверенность в себе и своей победе! Даже если он имел для этого все основания... Даже если я знала, что очень скоро, по воле этого сумасшедшего Папы, уйду навсегда... Я не собиралась ему так просто сдаваться – я желала бороться. До последнего моего вздоха, до последней минуты, отпущенной мне на Земле...
– Так что же вы решили, Изидора? – весело спросил Папа. – Как я уже говорил вам ранее, именно от этого зависит, как скоро вы увидите Анну. Я надеюсь, вы не заставите меня принимать самые жестокие меры? Ваша дочь стоит того, чтобы её жизнь не оборвалась так рано, не правда ли? Она и впрямь очень талантлива, Изидора. И мне искренне не хотелось бы причинять ей зла.
– Я думала, вы знаете меня достаточно давно, ваше святейшество, чтобы понять – угрозы не изменят моего решения... Даже самые страшные. Я могу умереть, не выдержав боли. Но я никогда не предам то, для чего живу. Простите меня, святейшество.
Караффа смотрел на меня во все глаза, будто услышал что-то не совсем разумное, что очень его удивило.
– И вы не пожалеете свою прекрасную дочь?!. Да вы более фанатичны, чем я, мадонна!..
Воскликнув это, Караффа резко встал и удалился. А я сидела, совершенно онемевшая. Не чувствуя своего сердца, и не в состоянии удержать разбегавшиеся мысли, будто все мои оставшиеся силы ушли на этот короткий отрицательный ответ.
Я знала, что это конец... Что теперь он возьмётся за Анну. И не была уверенна, смогу ли выжить, чтобы всё это перенести. Не было сил думать о мести... Не было сил думать вообще ни о чём... Моё тело устало, и не желало более сопротивляться. Видимо, это и был предел, после которого уже наступала «другая» жизнь.
Я безумно хотела увидеть Анну!.. Обнять её хотя бы раз на прощание!.. Почувствовать её бушующую силу, и сказать ей ещё раз, как сильно я её люблю...
И тут, обернувшись на шум у двери, я её увидела! Моя девочка стояла прямая и гордая, как негнущаяся тростинка, которую старается сломать надвигающийся ураган.
– Что ж, побеседуйте с дочерью, Изидора. Может быть, она сможет внести хоть какой-то здравый смысл в ваше заблудившееся сознание! Я даю вам на встречу один час. И постарайтесь взяться за ум, Изидора. Иначе эта встреча будет для вас последней...
Караффа не желал более играть. На весы была поставлена его жизнь. Так же, как и жизнь моей милой Анны. И если вторая для него не имела никакого значение, то за первую (за свою) он был готов пойти на всё.
– Мамочка!.. – Анна стояла у двери, не в состоянии пошевелиться. – Мама, милая, как же мы его уничтожим?.. Не сумеем ведь, мамочка!
Вскочив со стула, я подбежала к моему единственному сокровищу, моей девочке и, схватив в объятия, сжала что было сил...
– Ой, мамочка, ты меня так задушишь!.. – звонко засмеялась Анна.
А моя душа впитывала этот смех, как приговорённый к смерти впитывает тёплые прощальные лучи уже заходящего солнца...
– Ну что ты, мамочка, мы ведь ещё живы!.. Мы ещё можем бороться!.. Ты ведь мне сама говорила, что будешь бороться, пока жива... Вот и давай-ка думать, можем ли мы что-то сделать. Можем ли мы избавить мир от этого Зла.
Она снова меня поддерживала своей отвагой!.. Снова находила правильные слова...
Эта милая храбрая девочка, почти ребёнок, не могла даже представить себе, каким пыткам мог подвергнуть её Караффа! В какой зверской боли могла утонуть её душа... Но я-то знала... Я знала всё, что её ждало, если я не пойду ему навстречу. Если не соглашусь дать Папе то единственное, что он желал.
– Хорошая моя, сердце моё... Я не смогу смотреть на твои мучения... Я тебя не отдам ему, моя девочка! Севера и ему подобных, не волнует, кто останется в этой ЖИЗНИ... Так почему же мы должны быть другими?.. Почему нас с тобой должна волновать чья-то другая, чужая судьба?!.
Я сама испугалась своих слов... хотя в душе прекрасно понимала, что они вызваны всего лишь безысходностью нашего положения. И, конечно же, я не собиралась предавать то, ради чего жила... Ради чего погиб мой отец и бедный мой Джироламо. Просто, всего на мгновение захотелось поверить, что мы можем вот так взять и уйти из этого страшного, «чёрного» караффского мира, забыв обо всём... забыв о других, незнакомых нам людях. Забыв о зле...
Это была минутная слабость усталого человека, но я понимала, что не имела право допускать даже её. И тут, в довершении всего, видимо не выдержав более насилия, жгучие злые слёзы ручьём полились по моему лицу... А ведь я так старалась этого не допускать!.. Старалась не показывать моей милой девочке, в какие глубины отчаяния затягивалась моя измученная, истерзанная болью душа...
Анна грустно смотрела на меня своими огромными серыми глазами, в которых жила глубокая, совсем не детская печаль... Она тихо гладила мои руки, будто желая успокоить. А моё сердце криком кричало, не желая смиряться... Не желая её терять. Она была единственным оставшимся смыслом моей неудавшейся жизни. И я не могла позволить нелюди, звавшимся римским Папой, её у меня отнять!
– Мамочка, не волнуйся за меня – как бы прочитав мои мысли, прошептала Анна. – Я не боюсь боли. Но даже если это будет очень больно, дедушка обещал меня забрать. Я говорила с ним вчера. Он будет ждать меня, если нам с тобой не удастся... И папа тоже. Они оба будут меня там ждать. Вот только тебя оставлять будет очень больно... Я так люблю тебя, мамочка!..
Анна спряталась в моих объятиях, будто ища защиты... А я не могла её защитить... Не могла спасти. Я не нашла «ключа» к Караффе...
– Прости меня, солнышко моё, я подвела тебя. Я подвела нас обеих... Я не нашла пути, чтобы уничтожить его. Прости меня, Аннушка...
Час прошёл незаметно. Мы говорили о разном, не возвращаясь более к убийству Папы, так как обе прекрасно знали – на сегодняшний день мы проиграли... И не имело значения, чего мы желали... Караффа жил, и это было самое страшное и самое главное. Нам не удалось освободить от него наш мир. Не удалось спасти хороших людей. Он жил, несмотря ни на какие попытки, ни на какие желания. Несмотря ни на что...
– Только не сдавайся ему, мамочка!.. Прошу тебя, только не сдавайся! Я знаю, как тебе тяжело. Но мы все будем с тобой. Он не имеет права жить долго! Он убийца! И даже если ты согласишься дать ему то, что он желает – он всё равно уничтожит нас. Не соглашайся, мама!!!
Дверь открылась, на пороге снова стоял Караффа. Но теперь он казался очень чем-то недовольным. И я примерно могла предположить – чем... Караффа более не был уверен в своей победе. Это тревожило его, так как оставался у него только лишь этот, последний шанс.
– Итак, что же вы решили, мадонна?
Я собрала всё своё мужество, чтобы не показать, как дрожит мой голос, и совершенно спокойно произнесла:
– Я уже столько раз отвечала вам на этот вопрос, святейшество! Что же могло измениться за такое короткое время?
Приходило ощущение обморока, но, посмотрев в сияющие гордостью глаза Анны, всё плохое вдруг куда-то исчезло... Как же светла и красива была в этот страшный момент моя дочь!..
– Вы сошли с ума, мадонна! Неужели вы сможете так просто послать свою дочь в подвал?.. Вы ведь прекрасно знаете, что её там ждёт! Опомнитесь, Изидора!..
Вдруг, Анна вплотную подошла к Караффе и звонким ясным голосом произнесла:
– Ты не судья и не Бог!.. Ты всего лишь – грешник! Потому и жжёт Перстень Грешников твои грязные пальцы!.. Думаю, он одет на тебя не случайно... Ибо ты самый подлый из них! Ты не испугаешь меня, Караффа. И моя мать никогда не подчинится тебе!
Анна выпрямилась и... плюнула Папе в лицо. Караффа смертельно побледнел. Я никогда не видела, чтобы кто-то бледнел так быстро! Его лицо буквально в долю секунды стало пепельно-серым... а в его жгучих тёмных глазах вспыхнула смерть. Всё ещё стоя в «столбняке» от неожиданного поведения Анны, я вдруг всё поняла – она нарочно провоцировала Караффу, чтобы не тянуть!.. Чтобы скорее что-то решить и не мучить меня. Чтобы самой пойти на смерть... Мою душу скрутило болью – Анна напомнила мне девочку Дамиану... Она решала свою судьбу... а я ничем не могла помочь. Не могла вмешаться.
– Ну что ж, Изидора, думаю вы сильно пожалеете об этом. Вы плохая мать. И я был прав насчёт женщин – все они порождение дьявола! Включая мою несчастную матушку.
– Простите, ваше святейшество, но если ваша мать порождение Дьявола, то кем же тогда являетесь вы?.. Ведь вы – плоть от плоти её? – искренне удивившись его бредовым суждениям, спросила я.
– О, Изидора, я давно уже истребил в себе это!.. И только увидев вас, во мне вновь пробудилось чувство к женщине. Но теперь я вижу, что был не прав! Вы такая же, как все! Вы ужасны!.. Я ненавижу вас и вам подобных!
Караффа выглядел сумасшедшим... Я испугалась, что это может кончиться для нас чем-то намного худшим, чем то, что планировалось в начале. Вдруг, резко подскочив ко мне, Папа буквально заорал: – «Да», или – «нет»?!.. Я спрашиваю вас в последний раз, Изидора!..
Что я могла ответить этому невменяемому человеку?.. Всё уже было сказано, и мне оставалось лишь промолчать, игнорируя его вопрос.
– Я даю вам одну неделю, мадонна. Надеюсь, что вы всё же опомнитесь и пожалеете Анну. И себя... – и схватив мою дочь под руку, Караффа выскочил из комнаты.
Я только сейчас вспомнила, что нужно дышать... Папа настолько ошарашил меня своим поведением, что я никак не могла опомниться и всё ждала, что вот-вот опять отворится дверь. Анна смертельно оскорбила его, и я была уверенна, что, отойдя от приступа злости, он обязательно это вспомнит. Бедная моя девочка!.. Её хрупкая, чистая жизнь висела на волоске, который мог легко оборваться по капризной воле Караффы...
Какое-то время я старалась ни о чём не думать, давая своему воспалённому мозгу хоть какую-то передышку. Казалось, не только Караффа, но вместе с ним и весь знакомый мне мир сошёл с ума... включая мою отважную дочь. Что ж, наши жизни продлились ещё на неделю... Можно ли было что-либо изменить? Во всяком случае, в данный момент в моей уставшей, пустой голове не было ни одной более или менее нормальной мысли. Я перестала что-либо чувствовать, перестала даже бояться. Думаю, именно так чувствовали себя люди, шедшие на смерть...
Могла ли я что-либо изменить за какие-то короткие семь дней, если не сумела найти «ключ» к Караффе за долгие четыре года?.. В моей семье никто никогда не верил в случайность... Потому надеяться, что что-либо неожиданно принесёт спасение – было бы желанием ребёнка. Я знала, что помощи ждать было неоткуда. Отец явно помочь не мог, если предлагал Анне забрать её сущность, в случае неудачи... Мэтэора тоже отказала... Мы были с ней одни, и помогать себе должны были только сами. Поэтому приходилось думать, стараясь до последнего не терять надежду, что в данной ситуации было почти что выше моих сил...

В междуречье Куры и Аракса, на горном плато Карабах, выведена своя порода лошадей, получившая название карабахской. Она относится к древним верховым породам. Эти лошади необычайно послушны, смело преодолевают препятствия, хорошо приспособлены для верховой езды в горах, неутомимы на длинных дистанциях.

На территория Армянского нагорья эта лошадь известна с незапамятных времен. Так, первые достоверные ископаемые находки останков этой породы датируются 2000 годом до н. э. Уже в 1900-1700 годах до нашей эры эта лошадь использовалась как вьючное и тягловое животное, позднее стала основой военной конницы. Колесницы, которые являлись грозным оружием нападения, запрягались двумя, тремя, а иногда четырьмя лошадьми. По некоторым данным, кочевые племена гиксосов использовали именно этих лошадей и завоевали Египет в 1710 г. до н. э. благодаря быстрым, закованным в железо колесницам, колеса которых имели металлические спицы.

Уже в I тысячелетии до н.э. Армения славилась своими лошадьми, а коневодство являлось одной из важных отраслей хозяйства.

Это строки из лермонтовского "Демона", в которых, по мнению Ираклия Андронникова, поэт выразил впечатления от пребывания в Кахетии, где он служил в Нижегородском драгунском полку.

Под ним весь в мыле конь лихой

Бесценной масти, золотой.

Питомец резвый Карабаха

Прядет ушьми и, полный страха,

Храпя косится с крутизны

На пену скачущей волны.

Лошадей карабахской породы раньше разводили в Агдамском конном заводе Азербайджанской ССР.


Старинная верховая порода, распространенная в Карабахском ханстве (на территории современного Нагорного Карабаха) и достигшая наибольшего расцвета в 17-18 вв. Отличалась средним ростом, нарядным экстерьером, высокими пользовательскими качествами. Жеребцами данной породы улучшали местные кавказские породы, а донские лошади унаследовали от них характерную золотистую масть.

В 19 в. карабахское коневодство постепенно пришло в упадок из-за непригодности недостаточно рослых лошадей карабахской породы для регулярной кавалерии. В Азербайджане Карабахскую породу совершенствуют в Агдамском конезаводе, где не только разводят чистопородных карабахов, но и создали новый заводской тип лошади карабахской породы благодаря прилитию арабской крови. В 1971 г. выпущена племенная книга породы.

Средний рост карабахской лошади составляет 140-150 см, шея средней длины, мышцы хорошо развиты, грудь глубокая и широкая, ноги и копыта малые, но крепкие; голова привлекательна, лоб высокий, глаза выпуклые, горячие, огненные, движения четкие и быстрые. В основном, встречаются лошади рыжей, золотисто-рыжей, лимонной, желтой окраски. Эти кони отличаются своей красотой и грацией, поэтому в устной и письменной литературе часто сравниваются с джейраном, газелью. Этнографы считают, что название цвета "кюрен" (рыжий) восходит к слову "кюр" (энергичный, беспокойный), которое характеризует темперамент коня.

Побывавшая в Иранском государстве в 1852 г. специальная комиссия Российской империи писала, что сила и популярность иранской кавалерии связана с карабахскими скакунами, и по многим своим данным эта порода стоит в одном ряду с арабской.

Карабахские скакуны издавна славились своей выносливостью на горных дорогах. По преданию, Александр Македонский взял себе табун в 20000 "карабахцев" и разбавил ими свою конницу, чтобы пройти горные перевалы.

По работоспособности карабахские кони сравнимы с арабской, ахалтекинской, российскими породами - это установлено в результате многочисленных испытаний. Один из участников этих работ, проводившихся в ХИХ в., Гуттен Чапски писал: "Карабахская лошадь, хоть и отстает в беге на ровной местности от других пород, но в горной местности опережает их всех". В 1866, 1869, 1897 гг. карабахские скакуны были представлены на всемирных выставках и награждены золотыми и серебряными медалями. На Парижской международной выставке 1867 года карабахскую породу представлял конь по кличке "Хан", который был награжден серебряной медалью и оценен в 3500 франков.

В современных представителях малочисленной карабахской породы, стройных, но некрупных горных лошадках, лишь отчасти угадывается прежняя кровь. Ведь, судя по описаниям и изображениям прошлого века, кёглян был яркой, породной восточной лошадью и в красоте способен был соперничать с арабской, а в правильности экстерьера порой превосходил ее.

К тому же в облике его было что-то очень своеобразное, что отличало его от всех других пород. “Череп сильно развит в ущерб морды, лоб заметно выдавшись, глаза выпуклы и поставлены низко, уши поставлены широко, а шея высоко и более коротка, чем длинна, голова к ней приставлена правильно, но всегда на тугом затылке, устой ног и самый корпус сравнительно с ростом широки, спина пряма без всякой седлистости, рост вообще мал, от 1/4 и до1 1/2 вершка (143-150 см)” — таким предстает перед нами кёглян со слов автора прошлого века. Кроме того, им отмечаются тонкость кожи, удивительная нежность волоса и изящество форм (“гребень шеи не толстеет даже у жеребцов, постоянно находящихся в случке”).

Отличительной особенностью карабахов была также золотистая масть, за что этих лошадей называли в Карабахе “сарыляр”, то есть “золотистые”. Серых и вороных среди них почти не было, а кроме золотисто-рыжей и золотисто-гнедой была распространена необычная масть “нарындж”: шерсть желтой окраски при бурых гриве и хвосте, что-то среднее между буланой и соловой. Именно этой “бесценной масти золотой” мог быть конь лермонтовского героя в “Демоне”. Донская порода, испытавшая в свое время сильнейшее влияние карабахской крови, унаследовала эту масть “в упрощенном варианте” - как золотисто-рыжую с контрастно темными гривой и хвостом.

Лучшими кёглянами на протяжении многих поколений обладали карабахские ханы. Их завод был основным рассадником чистопородных лошадей, и они смотрели на своих лошадей, “как на дар Божий, их династии дарованный, которым торговать нельзя, а можно уделять смертным в знак дружбы и признательности”. Приближенные хана получали жеребцов его завода в подарок, но лошади других заводов в ханские табуны не попадали.

Разведение карабахской породы традиционно велось табунным методом. Племенные кобылы всю жизнь оставались в табуне и даже не заезжались. В одном табуне часто были и чистопородные, и полукровные, и даже простые матки, но жеребцы всегда чистопородные или высококровные кёгляны. В результате создавался массив улучшенной лошади, более кровная часть которого называлась джинс-сарыляр, а более простая — калын-сарыляр. Из полукровных ханских лошадей наиболее популярны были типы токмак и теке-джейран. Первый тип происходил от помеси кобылы-кёглян и персидского жеребца неизвестного происхождения и отличался особо крепким сложением. Второй тип представлял собой потомство текинских кобыл от карабахских жеребцов и отличался крупным ростом и скаковыми способностями. Чистокровные кёгляны никогда не были многочисленны и вместе с высококровными лошадьми, которых было гораздо больше, составляли едва ли десятую часть всего конского поголовья Карабаха.

Благородство и породность кёглянов произвели на русских знатоков лошадей при близком знакомстве с краем такое впечатление, что породе приписали чистокровное арабское происхождение. Ссылаясь на местные легенды, о них говорили как о потомках лошадей, которых приводили арабы еще во времена халифата. Само слово “кёглян” расшифровывалось как “кохейлан”. Дело в том, что в прошлом веке среди коннозаводчиков и ученых господствовала своеобразная “арабомания”: арабская лошадь считалась безусловно древнейшей в мире, самой чистокровной и самой лучшей. Точно так же арабских предков стали искать и у туркменской лошади, а то, что и ахалтекинцы, и иомуды по типу очень уж отличаются от арабов, объясняли скрещиванием с местными лошадьми.

Родство карабахского кёгляна с ахалтекинской породой подтверждается при внимательном изучении его экстерьера. Форма кадыковатой шеи и головы, большие глубоко посаженные глаза, тонкость и шелковистость волоса, нежность и сухость конституции, а особенно золотистая масть придают кёгляну те же своеобразие и породность, которые отличают наиболее ярких ахалтекинцев. Различия в типе этих пород происходят в первую очередь от условий разведения лошадей и предъявляемых к ним требований. Ведь рослый, узкотелый, высоконогий, с преобладанием в силуэте прямых длинных линий ахалтекинец являет собой ярко выраженный тип скаковой лошади. Недаром в зарубежной литературе его нередко сравнивают с борзой собакой.

В Карабахе скаковая лошадь теряла свои преимущества, и тот же исходный тип развивался в ином направлении, сохранив, однако, черты древней породности. В горах требовались в первую очередь поворотливость, устойчивость, умение резко останавливаться, а места для разгона не было. К тому же табунное воспитание не способствовало увеличению роста лошадей, а в суровые зимы преимущество получали более широкотелые утробистые лошади, менее требовательные к качеству корма. В результате кёглян приобрел округлые компактные формы универсальной верховой лошади и более короткие шею и голову со “щучьим” профилем. В то же время для преследования в степях и охоты на джейранов карабахцы предпочитали туркменских лошадей или их помеси.

Карабахи, так же очень схожи с арабами. Эта лошадь очень сильно напоминает арабскую, и это неудивительно, поскольку обе эти породы произошли от одного генетического типа.

В то же время среди русских коннозаводчиков и любителей лошадей можно было услышать и весьма скептическое мнение о карабахской породе: некоторые считали ее изнеженной, совершенно не способной акклиматизироваться и не годной к кавалерийской службе, а следовательно, не представляющей интереса. Малочисленность породы также способствовала распространению мнения о ее деградации. Однако история создания донской породы полностью опровергает подобные рассуждения.

На Дон карабахские жеребцы попадали с XVIII века: казаки приводили их из турецких и персидских походов. Но особенно много их стало в XIX веке, когда формировался новый, улучшенный тип донской лошади. Некоторые заводчики Задонья держали целые отделения персидских, т. е. карабахских и туркменских, лошадей. Из карабахских лошадей был составлен конный завод Платова. В 1836 году, когда завод карабахских лошадей генерала Мадатова, в котором было около 200 кобыл-маток, распродавался наследницей, значительную часть его приобрел В. Д. Иловайский, один из известнейших коннозаводчиков Дона. Карабахские лошади использовались для улучшения донской породы вплоть до начала XX века; они придали ей характерный тип и восточную породность, которые отличают дончака от всех полукровных лошадей.

Карабахская лошадь для коневодства Кавказа имела такое же значение, как английская чистокровная в Европе. Под ее сильным влиянием в Азербайджане образовалась делибозская порода. Карабахских производителей наряду с арабскими и туркменскими использовали при выведении кабардинской лошади. Оставили свое потомство кёгляны и в стрелецкой, и в ростопчинской породе. Даже некоторые из некрупных персидских жеребцов, попадавших в европейские конные заводы и использовавшихся при выведении орловской верховой, тракененской и других пород, в действительности могли быть карабахскими.

В 70-х годах прошлого века в Карабахе был организован Елисаветпольский рассадник. В нем были собраны хорошие карабахские кобылы, но они крылись арабскими и даже англо-арабскими жеребцами.

Сегодня около полусотни карабахов можно разыскать даже в Западной Европе, однако дальнейшее сохранение этого поголовья в чистоте проблематично: в Европейском Союзе действует запрет на ввоз лошадей из Азербайджана.

Теперь только картины и редкие фотографии подтверждают свидетельства удивительного прошлого неприметной горной лошадки. Пример карабахской породы предостерегает нас: то, что создавалась многими поколениями, легко потерять и очень трудно восстановить.

Нрав и уход

Карабахская отличается красотой, спокойстви-ем и благородством, а также энергичностью и большим запасом жизненных сил. Подобно всем настоящим горным породам, она чувствительна, очень устойчива на ходу и имеет врожденное чувство направления.

Карабахская порода сегодня

В основном используется для скачек, а также от-лично подходит для прогулочной верховой езды и перевозки вьюков, народных играх и обрядах.

Общая характеристика

КОНСТИТУЦИЯ - Карабахская выглядит как горячая лошадь арабского происхождения. Она изящна, ноги длинные, копыта, часто иссиня-черного цвета.

ГОЛОВА- Восточного типа, довольно маленькая, профиль прямой, подвижные уши, большие глаза, мягкий, красивый храп.

МАСТЬ - Как и у многих других русских пород, шерсть карабахской имеет красивый металлический золотистый оттенок. Она обычно бывает буланой масти, с черными ногами, гривой и хвостом, часто с черным ремнем вдоль спины. Встречаются белые отметины.

Карабахский жеребец на приеме у королевы в Британии.

Выводка жеребцов

Когда-то считали именно персидскую красавицу. По этой причине, лошадь данная, являет собою родоначальника наиболее послушных, выносливых, энергичных и нарядных лошадок современного времени.

Отважные и умные персидские лошади, беззаветным образом преданы человеку. Удивительно, насколько сильно они скучают по собственному хозяину и любят его. Они будут скучать, даже если, не видели владельца несколько дней. И из-за этой грусти, могут отказываться от пищи!

Персидская лошадь Император

Характеристика

Именно от пород персидских лошадок произошло множество иных прославленных пород. В их числе и арабская чистокровная. Высота в холке у данной лошадки от 145 до 155 см. Масть рыжая, гнедая либо серая. А волос у животных этих невероятно мягок. У них темпераментный и активный характер.

А в преимуществе, крайне развитые мышцы , и очень сильные при этом. Данные легкие и элегантные верховые лошадки могут без сложностей справляться с преодолением любых препятствий. Настолько они выносливы. Старинной породы верховые лошадки, родственные туркменским лошадям, от коих отличаются наличием гораздо более спокойного темперамента и меньшим росточком.

Южная область Ирана славилась тем, что там выводились самые лучшие персидские лошадиные породы арабы. И там всегда имелись в наличии строжайшие правила селекции. В результате, стало возможным вывести невероятно выносливую и сильную лошадь необычайной красоты. Зачастую у перса тот же самый экстерьер, что и у араба. Однако у него телосложение намного мощнее.

Общая характеристика

Карабахские лошади некрупные, высота в холке 144-154 см, шея средней длины, мышцы хорошо развиты, грудь глубокая и широкая, ноги и копыта короткие, но крепкие; голова привлекательна, лоб высокий, глаза выпуклые, движения четкие и быстрые, гармоничного сложения, сухой конституции. Эта порода лошадей отличалась своей красотой и грацией, видимо по этой причине в народном фольклоре и письменной литературе часто сравниваются с джейраном , газелью . По работоспособности карабахские кони сравнимы с арабской , ахалтекинской , российскими породами - это установлено в результате многочисленных испытаний. Один из участников этих работ, проводившихся в XIX в., Гуттен Чапски писал: «Карабахская лошадь, хоть и отстает в беге на ровной местности от других пород, но в горной местности опережает их всех».

Масти

Масти рыжая, золотисто-рыжая, бурая, буланая, гнедая, серая и лимонно-жёлтая с золотистым или серебристым отливом. Этнографы полагают, что название цвета «кюрен» (рыжий) восходит к слову «кюр» (энергичный, беспокойный), которое характеризует темперамент коня, исходя из первоначального названия карабахской породы - «кюр-ат» (энергичная лошадь).Отличительной особенностью карабахов была также золотистая масть, за что этих лошадей называли в Карабахе «сарыляр», то есть «золотистые». Серых и вороных среди них почти не было, а кроме золотисто-рыжей и золотисто-гнедой была распространена необычная масть «нарындж»: шерсть желтой окраски при бурых гриве и хвосте, что-то среднее между буланой и соловой.

Среди Карабахских лошадей различают два типа:

  • плотные, массивные, коротконогие лошади
  • более длинноногие лошади с облегчённым корпусом

Использовали Карабахских лошадей в основном под седлом. Они особо выносливы в длинных переходах; в горах проходят ускоренным шагом до 10 км в час. Рекордная резвость в гладких скачках на 1600 м - 2 мин 9 сек (1955). Карабахских лошадей используют для улучшения местных лошадей.

В настоящее время для популяции Карабахской породы в Азербайджане функционирует 2 коневодческих завода - в селе Лямбаран Бардинского района и в Акстафе . Помимо этого, наряду с государственными в республике функционирует ряд частных предприятий. Только в Акстафе разводят 96 лошадей английской породы, в Барде - 160 лошадей карабахской породы. В общей сложности на данный момент поголовье лошадей в стране составляет около 73 тыс. 22 % из общего количества приходится на долю карабахской породы, 15 % - на породу делибоз , образовавшаяся под сильным влиянием Карабахской породы еще в 70-х годах ХIХ века.

История породы

Коневодство в Азербайджане – древнейшая культура, присущая всем тюркским народам. Археологические находки, обнаруженные в местности Алкомтепе Муганской равнины Азербайджана, считаются самыми древними сведениями о коневодстве, и это позволяет утверждать,что территория современного Азербайджана – один из регионов, где впервые были одомашнены лошади.

Один из древних регионов,часть которого входит в состав современного Азербайджана, Карабах, издревле славился особой породой вороных коней – "карабахские скакуны". На протяжении многих поколений эта порода принадлежала только карабахским ханам. Основным местом разведения чистопородных лошадей был Ханский завод, в котором было запрещено содержание коней других пород, что способствовало сохранению чистопородности Карабахского скакуна. Долгое время вывоз Карабахских скакунов за пределы Азербайджана был запрещён с целью сохранения военно-политического превосходства, так как в то время мощь армии во многом зависела от силы конницы.

Жеребец Альетмез, премированный на Всероссийской выставке в 1867 году

Карабахский скакун впервые был найден в Карабахе , ещё в глубокой древности. Лошадь вплоть до конца XIX века была красой и гордостью Кавказа . В Карабахе он звался «кёглян ». Лучшими кёглянами на протяжении многих поколений обладали только карабахские ханы. Ханский завод был основным местом разведения чистопородных лошадей. Попадание лошадей Карабахской породы из других заводов в ханские табуны были запрещены, что способствовало сохранению чистопородности этой лошади долгое время. Ханы смотрели на своих лошадей, «как на дар Божий, их династии дарованный, которым торговать нельзя, а можно уделять смертным в знак дружбы и признательности». В редких случаях, приближенные хана могли получить жеребцов ханского завода в подарок.

Разведение карабахской породы традиционно велось табунным методом. Племенные кобылы всю жизнь оставались в табуне. В одном табуне были и чистопородные, и полукровные, и даже простые матки, но жеребцы всегда чистопородные или высококровные кёгляны. В результате создавался гибрид улучшенной лошади:

  • более кровная часть которого называлась джинс-сарыляр ,
  • более простая - калын-сарыляр .

Из полукровных ханских лошадей наиболее популярны были:

  • токмак
  • теке-джейран

Токмак происходил от помеси кобылы-кёглян и персидского жеребца неизвестного происхождения и отличался особо крепким сложением. Теке-джейран представлял собой потомство текинских кобыл от карабахских жеребцов и отличался крупным ростом и скаковыми способностями. Чистокровные кёгляны никогда не были многочисленны и вместе с высококровными лошадьми, которых было гораздо больше, составляли едва ли десятую часть всего конского поголовья Карабаха.

Породность Карбахской породы произвели на русских любителей и знатоков лошадей особое впечатления, что им стали приписывать чистокровное арабское происхождение, особенно если учесть какого было господство «арабомании» среди коннозаводчиков и ученых в XIX веке. Профессор В. Фирсов в своей работе «Туркестан и туркестанские породы лошадей», опубликованной в 1895 году в «Журнале Коннозаводства», где он изложил историю Средней Азии с древнейших времен. Там же он упомянул и карабахскую лошадь как потомка туркменских аргамаков: когда османы , правившие Хорезмом , потерпели поражение в упорной борьбе с Чингисханом , отдельные племена туркмен ушли в Закавказье и увели с собой своих коней.

Родство карабахского кёгляна с туркменской породой еще больше подтверждается при внимательном изучении его экстерьера. Форма кадыковатой шеи и головы, большие глубоко посаженные глаза, тонкость и шелковистость волоса, нежность и сухость конституции, а особенно золотистая масть придают кёгляну те же своеобразие и породность, которые отличают наиболее ярких ахалтекинцев. Различия в типе этих пород происходят в первую очередь от условий разведения лошадей и предъявляемых к ним требований. В Карабахе скаковая лошадь теряла свои преимущества, но при этом сохранив черты древней породности. В горах требовались в первую очередь поворотливость, устойчивость, умение резко останавливаться, выносливость, а места для разгона не было. К тому же табунное воспитание не способствовало увеличению роста лошадей. В результате кёглян приобрел округлые компактные формы универсальной верховой лошади и более короткие шею и голову со «щучьим» профилем.

Ядро породы поддерживалось карабахскими ханами и после присоединения Карабаха к России. О качествах тогдашних кёг-лянов говорит тот факт, что англичане купили в 1823 году у Мехти-Кулихана около 60 кобыл. Большой урон коневодству Карабаха нанесло вторжение персов в 1826 году, но все же и в последующие десятилетия карабахская лошадь сохраняла свои качества. На Второй Всероссийской выставке в 1869 году карабахские жеребцы получили высокие оценки: Меймун - серебряную медаль, Молоток (Токмак) - бронзовую, а золотисто-рыжий жеребец Альетмез, награжденный похвальным листом, был назначен производителем в государственные конные заводы. Карабахи имели успех и в Европе: золотисто-гнедой карабахский жеребец Хан, представленный в 1867 году на выставке в Париже, удивлял посетителей своей красотой и крепким правильным сложением. Ему была присуждена большая серебряная медаль. «Хана» оценили в 3500 франков.

Побывавшая в Персии в 1852 г. специальная комиссия Российской империи писала, что сила и популярность иранской кавалерии связана с карабахскими скакунами, и по многим своим данным эта порода стоит в одном ряду с арабской. Известный русский специалист-коневод К. А. Дитерихс, опираясь на факты и источники, отмечает, что карабахская порода оказала большое влияние на развитие русского и европейского коневодства.

В конце XIX - начале XX в. карабахское коневодство пришло в упадок из-за непригодности недостаточно рослых лошадей карабахской породы для регулярной кавалерии. Завод, основанный ханами и наследовавшийся их потомками, исчез в 1905 году. Сыграла свою роль и гражданская война: численность породы резко сократилась. Кёгляны смешались с простыми беспородными лошадьми, потеряв значительную часть своей породности и измельчав. Из разряда лучших восточных пород карабахская лошадь перекочевала в местные горные. Но и эти лошади сохраняли следы восточной крови и характерную масть, «напоминающую цвет старой бронзы», с более темными гривой и хвостом и такого же оттенка «ремнем» вдоль хребта.

В 1949 году в целях сохранения породы в селении Гей-Тэпэ Агдамского района , был организован конный завод, куда были собраны наиболее типичные кобылы. Для улучшения карабахской породы, главным образом, увеличения роста лошадей, интенсивно использовали арабских и терских жеребцов. На момент открытия завода в нем стоял единственный карабахский жеребец Султан, остальные жеребцы (Кадими 1, Кадими 2, Контингент, Корф) были чистокровные арабские. Однако даже арабо-карабахам было очень далеко до ханских кёглянов, а все испытания молодняка сводились к гладким скачкам на Бакинском ипподроме, где, естественно, преимущество получали арабские помеси.

Критика

Во второй половине XIX века среди русских коннозаводчиков и любителей лошадей были и скептические мнения о карабахской породе: некоторые считали ее изнеженной, совершенно не способной акклиматизироваться и не годной к кавалерийской службе, а следовательно, не представляющей интереса. Малочисленность породы также способствовала распространению мнения о ее деградации. Однако история создания донской породы полностью опровергает подобные рассуждения.

В культуре

Под ним весь в мыле конь лихой
Бесценной масти, золотой.
Питомец резвый Карабаха
Прядет ушьми и, полный страха,
Храпя косится с крутизны
На пену скачущей волны.

- М.Ю. Лермонтов , «Демон».

Эти строки из лермонтовского «Демона», в которых, по мнению Ираклия Андронникова , поэт претворил конкретные впечатления, полученные во время пребывания в Кахетии, когда он служил в Нижегородском драгунском полку.

Карабахскую лошадь можно увидеть на полотнах русских живописцев XIX века, особенно в работах русского живописца Николая Егорович Сверчкова , творчество которого пропитано любовью к животным, особенно лошадям.

В 1995 году в Баку вышла коллекция марок «Породы лошадей», среди марок коллекционного издания особо место занимала серия «Карабахские лошади».

Вклад Карабахской породы

Донские казаки завезли Карабахскую породу на Дон, после персидских и турецких походов в XVIII веке. Но особое распространение Карбахская лошадь получила веком позже, когда сформировался новый тип донской породы, улучшенная благодаря Карабахской породы. Из Карабахских лошадей Дона был сформирован конный завод полковника Платова. В 1836 году В. Д. Иловайский, один из известнейших коннозаводчиков Дона, приобрел завод генерала Мадатова , распроданный наследницей последнего. Карабахские лошади использовались для улучшения донской породы вплоть до начала XX века; они придали ей характерный тип и восточную породность, которые отличают дончака от всех полукровных лошадей. Под ее сильным влиянием в Азербайджане образовалась делибозская порода . Карабахских производителей наряду с арабскими и туркменскими использовали при выведении кабардинской лошади. Оставили свое потомство кёгляны и в стрелецкой, и в ростопчинской породе. Даже некоторые из некрупных персидских жеребцов, попадавших в европейские конные заводы и использовавшихся при выведении орловской верховой, тракененской и других пород, в действительности могли быть карабахскими.

Примечания

Источники

  • журнал «Конный мир», № 2, 2000 год.
  • статья «Несколько слов о лошадях Персии», «Журнал Коннозаводства и коневодства», 1861, №11, с.138-142.
  • Елена Волкова, статья «То, что создавалась многими поколениями», журнал «Конный мир».
  • И. И. Калигин. Исследования современного состояния животноводства Азербайджана. Т. V, Тбилиси, 1930.
  • Др. Карл Фрейтаг, статья «Russland’s Pferderassen».
  • К. А. Дитерихс. Взгляд на коневодство Карабага. - «Журнал Коннозаводства и коневодства», 1866, № 3, с. 63-80; №5, с.86-116; №7, с.10-47
  • Питомец резвый Карабаха. журнал «Конный мир», № 6, 2009.

С древнейших времен Карабахское ханство славилось своими лошадьми. Именно здесь сформировалась яркая и самобытная порода, называемая «кеглян», или карабахская, - эти легкие, красивые, сильные лошади вошли в славную историю своей родины и оставили в ней яркий след.

Ханские сокровища

Формирование породы началось в XVII веке, продолжалось вплоть до XVIII столетия и проходило под значительным влиянием иранских, туркменских, а затем арабских лошадей.

Карабахских лошадей (на местном наречии «кеглянов») всегда отличала утонченная красота и особая грация - видимо, по этой причине в местном фольклоре и литературе их сравнивали с джейраном и газелью. Отмечались и характерные масти карабахов - золотисто-рыжая и светло-гнедая, за что этих лошадей называли в Карабахе «сарыляр», то есть «золотые». Особенно ценилась заводчиками необычная масть «нарындж»: шерсть светлой, золотисто-желтой окраски при более темных, почти бурых гриве и хвосте.

Привлекательным был и экстерьер в целом - эта некрупная лошадь пленяла совершенством форм, изящной головой с живыми умными глазами и крепкими сухими ногами - рожденный в горных условиях «кеглян» был идеально к ним приспособлен.

Коннозаводство традиционно вызывало большой интерес у карабахских ханов - в их фамильных заводах были сосредоточены лучшие лошади. Разведение карабахов традиционно велось табунным методом. Кобылы практически никогда не заезжались, всю жизнь оставаясь на выпасах. Жеребята росли и развивались в естественных условиях, не теряя крепости конституции и породного здоровья. Крайне внимательно был организован отбор жеребцов-производителей. Если кобылы могли быть как чистопородными «кеглянами», так и полукровными помесями, то жеребцы, допускавшиеся в табун, всегда были лучшими представителями карабахской породы.

Таким образом, высококровные «кегляны» никогда не были многочисленными, они всегда рассматривались карабахскими правителями как особый дар небес, их холили, любили и старались не продавать - лучших представителей породы исключительно преподносили в дар - карабахские ханы часто баловали роскошными подарками русских князей. Ханский завод уже тогда был основным питомником породных лошадей, которых не продавали, а лишь дарили «в знак дружбы и признательности».

Во многом благодаря такой политике порода на протяжении веков сохранила свою самобытность и уникальные особенности - масть, экстерьер и характер лошади, достойной ханского, а порой и царского седла.

Дружба, проверенная веками

Ядро породы поддерживалось карабахскими ханами и после присоединения Карабаха к Российской Империи в 1805 году. Газета «Кавказ» от 1853 года дает следующее описание лошадей из завода последнего карабахского хана Мехти Кули-хана: «Старая и лучшая порода этого завода известна под именем Сарулар, т.е. золото-гнедые; они невелики ростом: от 1 до 1 1/2 вершка (Это означает рост 2 аршина

и 1-1,5 вершка (148,5-150,5 см в холке)) ; голова прекрасная, похожая на арабскую, выпуклые огненные глаза, отверстые ноздри, уши небольшие, но складные, шея хорошая; только горло бывает иногда с кадыком, и оттого, когда под седоком лошадь соберется, шея похожа бывает на оленью; спина хорошо сложена, круп мясист, более круглый, нежели продолговатый, хвост прекрасный, грудь полная, берцы и окорока мускулистые, бока хорошо сложены, мускулы и жилы окороков видны и крепки, казанки иногда немного длинны; эти лошади никогда не засекаются». Газета «Кавказ», 1853 год, №44.

Карабахские лошади ценились не только на своей исторической родине. В 1869 году на Второй всероссийской выставке карабахские жеребцы произвели настоящий фурор, попав в число призеров. Меймун получил серебрянную медаль, Токмак (Молоток) - бронзовую, а роскошный золотисто-рыжий жеребец Альетмез был награжден похвальным листом и назначен производителем в государственные конные заводы Российской империи. Европейские знатоки лошадей также по достоинству оценили питомцев Карабахских ханов - в 1867 году на выставке в Париже золотисто-гнедой жеребец Хан был отмечен большой серебряной медалью.


Несмотря на международное признание породы, многие российские коннозаводчики считали карабахов изнеженными и не подходящими для кавалерийской службы из-за невысокого роста. Тем не менее карабахские лошади оказали огромное влияние на формирование донской породы лошадей - казаки по достоинству оценили как добрый нрав, так и крепкое здоровье и выносливость карабахов и активно использовали их при формировании нового, улучшенного типа донской лошади, формировавшегося в XIX веке. Крупные заводчики юга России уже тогда держали целые отделения персидских, карабахских и родственных им туркменских лошадей. Карабахская кровь приливалась к донской породе вплоть до начала XX века; они придали ей характерный тип и восточный шарм, а также золотистую масть - все те качества, которые сегодня отличают донскую породу лошадей.

Под сильным влиянием карабахской породы в Азербайджане образовалась делибозская лошадь. Карабахских производителей наряду с арабскими и туркменскими использовали при выведении кабардинской, а также стрелецкой и ростопчинской пород.

Дважды потерянные, дважды возродившиеся

Рубеж XIX и XX веков стал тяжелым испытанием для мирового коннозаводства. Особенно пострадали малочисленные породы лошадей - не все они нашли свое место в новом мире - мире индустриализации, автомобильного бума, больших скоростей и точных наук. Жертвой нового времени чуть не стала и карабахская порода лошадей - «кегляны» из разрушенных вельможных заводов смешались с простыми беспородными лошадьми, потеряли значительную часть своей породности и измельчали. Карабахская лошадь перекочевала из разряда лучших восточных пород в местные горные.

Восстановление поголовья карабахов началось лишь в 1948 году, когда в селении Гей-Тепе Агдамского района Азербайджанской ССР был организован государственный конный завод. Основное племенное ядро завода составили 27 кобыл, отобранных специальной комиссией в различных районах республики. Заводчики обнаружили единственного жеребца карабахской породы по кличке Султан, который стал главным производителем нового завода. Наряду с ним для улучшения и восстановления породы использовался ряд классных жеребцов арабской и терской пород.

Все лошади завода проходили ипподромные испытания. Селекционеры пытались приливать карабахам кровь чистокровных верховых лошадей, что положительно сказывалось на резвости потомства, но не способствовало сохранению уникального типа «кеглянов», который по-прежнему ценился профессионалами со всего мира. Карабахи снова заняли пьедесталы породных выставок. В 1956 году питомец Агдамского конного завода, жеребец по кличке Заман, был преподнесен британской королеве Елизавете II, которая пришла в восторг от этого подарка.

Порода активно развивалась - в 1971 году был выпущен первый топ ГПК карабахских лошадей, охвативший родословные всех животных, рожденных с 1948 по 1971 годы. Проводились скаковые испытания молодняка, открывались новые хозяйства по разведению золотых «кеглянов».

Тяжело пережили карабахские лошади и кризис 1990-х годов. Во время войны в Карабахе лошадей Агдамского завода пытались эвакуировать. Переход и период бескормицы пережили не все лошади, однако, пали в основном особи, имевшие большую долю английской крови. Этот факт определил основное направление дальнейшей племенной работы с породой - на сегодняшний день официально к прилитию в породу допускается только кровь арабских лошадей.

Экстерьер

Современная карабахская лошадь - некрупная, имеет средней длины, иногда кадыковатую шею, глубокую и широкую грудь, ровные сухие ноги, крепкие копыта, легкий корпус. Голова - сухая, с выпуклым лбом, выразительными глазами, большими ноздрями. Преобладающие масти: золотисто-гнедая, золотисто-рыжая, а также золотисто-буланая.

Карабахский жеребец Хазри (Сенат - Сосна) 2007 г.р (фото: Яшар Гулузаде)

Преумножая наследие

В 2008 году увидел свет второй том ГПК карабахских лошадей, готовится к изданию третий. Племенная работа находится под контролем министерства сельского хозяйства Азербайджана (объединение Азердамазлыг), в хозяйствах ведутся журналы случки и выжеребки, введена в действие система ДНК-тестирования лошадей. Молодняк из основных хозяйств проходит ипподромные испытания, показывая неплохую резвость.

Как и много лет назад, главным центром конезаводства республики остается Агдамский конный завод. На балансе этого государственного предприятия - более 50 кобыл карабахской породы и несколько жеребцов-производителей, в числе которых - карабахские Сараб (Сенат - Сатма) 2004 г.р. и Хазри (Сенат - Сосна) 2007 г.р.

На сегодняшний день, помимо государственного Агдамского конного завода, разведением карабахских лошадей занимаются частные предприниматели. Крупнейшим заводчиком является Яшар Гулузаде, в чьей собственности - 40 племенных кобыл и 5 жеребцов-производителей. Главная концепция племенной работы этого хозяйства - разведение карабахской породы в чистоте, без прилития арабской крови.


Основным производителем хозяйства в 1997 году стал великолепный жеребец Сенат (Парис - Сапылджа) 1991 г.р., в возрасте 2 лет показавший резвость 1.28 на дистанции 1200 м. От него было получено множество высококлассных жеребят, в их числе жеребцы Сараб (Сенат - Сатма) 2004 г.р. и Ильдырым (Сенат - Скоп) 2005 г.р. Рожденный в этом хозяйстве жеребец Совгат (Карабин - Сатма) 2001 г.р. является главным производителем племенного отделения конноспортивного клуба «Серхедчи». Всего на территории Азербайджана продуцируют более 100 кобыл карабахской породы.

Сегодня элегантная и самобытная карабахская лошадь является живым символом Азербайджана, свидетелем и хранителем истории славного народа, гордостью и надеждой коннозаводчиков Карабаха.

Живое вдохновение

Карабахские лошади не раз вдохновляли художников и поэтов своей грацией и красотой. Так, наиболее известное широкой публике описание карабахской лошади оставил великий поэт М.Ю. Лермонтов в своей поэме «Демон»:

Изображение скачущего карабахского коня в царские времена украшало герб города Шуша. Красоту и изящество «кегляна» отмечали и в Советском Союзе - изображения карабахов украшали почтовые марки, календари и открытки.

Карабахские лошади сегодня являются одним из символов Азербайджана. Свободолюбивая местная лошадь, самобытная и грациозная, лучше всего олицетворяет бурное развитие этой республики, ее стремление вперед и в то же время верность традициям.

В продолжение темы:
Руки

Маори — один из народов Океании. Его численность в настоящее время около 750 тысяч человек (половина всех полинезийцев). Маори проживают в Новой Зеландии (около 600 тыс.),...

Новые статьи
/
Популярные